Цель – ознакомить со знаками
дорожного движения и группами, к которым они относятся;
систематизировать знания об имени существительном.
Задача – воспитание убежденного участника дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
1) Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, над мостовой.
Знаки развешены над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
– Сегодня на уроке мы будем изучать азбуку улиц, дорог и вспомним всё об имени существительном.
2) Работа с текстом (у каждого ученика лежит заранее приготовленный деформированный текст).
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте одну запятую. Произведите разборы.
Знаки пр…дупреждают в…дителей и п…шеходов 2) об опас…ных
уч…стках 3) пути. Большая ч…сть пр…дупреждающих знаков имеет форму
равност…роннего треугольника с красной каймой и белым фоном.
Если на уч…стках д…роги образует…ся лёд поп…дает на них
грязь 1) или уч…сток только что заасфальтирован, то сц…пление 2) колёс с
д…рогой ум…ньшает…ся – дорога ст…новит…ся сколь…кой.
Определите падежи всех существительных в первом абзаце.
Определите склонения всех существительных во втором абзаце.
Произведите разборы существительных (фонетический, разбор слова по составу, морфологический).
3) А когда появились первые знаки и где?
Сообщение ученика «История дорожных знаков».
Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).
Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так, в
Древнем Риме вдоль дорог через определённые расстояния устанавливали
каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял
позолоченный камень, от которого вёлся счёт расстояний всех главных
дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить
расстояние.
Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и
старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых
местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затёсы
на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили
столбы. На перекрёстках же дорог устанавливали каменные или деревянные
кресты, ставили часовни.
Автомобильные дороги сейчас превратились в мощные транспортные
магистрали, миллионы водителей отправляются в дальние рейсы, движутся на
высоких скоростях. Водитель должен хорошо знать, какая дорога его
ожидает впереди, куда она ведёт, каково её состояние, какие опасности
его ждут. Опасных мест (крутых поворотов, скользких участков, подъёмов и
спусков) на дороге может встретиться немало.
И обо всех этих опасностях водителя надо поставить в известность
заранее, чтобы он мог принять необходимые меры, предупреждающие аварии.
Для этого служат дорожные знаки.
Шофёры, велосипедисты, водители других транспортных средств,
пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки и дополнительные средства
информации.
4) А теперь отгадаем загадки о знаках и определим, к какой
группе каждый из них относится. По мере отгадывания будем записывать из
названий знаков все имена существительные в столбик. Существительные
записываем в форме именительного падежа единственного числа.
Знак «Подземный переход» (группа «Информационные знаки)
Это как ещё сказать,
Что я должен указать.
Ярко-синий и квадратный.
Правда, виден всем, ребята?
Вот он, белый человек,
Вот он, лестницы пробег!
Говорю я чётко, громко:
Под землёй для вас дорога!
Так, скажите, почему
Люди на меня плюют?!
Почему все заспешили?
Лезут под автомобили?
Может, обо мне забыли?
Знак «Движение пешеходов запрещено» (группа «Запрещающие знаки»)
Это точно! Вот оно:
«Движение запрещено!»
Я не для автомобилей!
Чтоб пешеходы не ходили!
Я красным цветом запрещаю
И красной линией вещаю:
«Стой, человек, стой, пешеход!
Дай, как машина, задний ход!»
Такой я видный,
Сразу ж ясно,
Что под меня идти опасно!
Знак «Дети!» (группа «Предупреждающие знаки»)
А я стою, а я молчу,
Хотя вовсю кричать хочу,
Что перед каждой школой
Меня, друзья, найдёте вы!
Своей треугольной формой
Предупредительно напомню
Водителям автомобилей,
Чтоб здесь они притормозили.
Ведь здесь мальчишки и девчонки
Бегут толпою на уроки.
А когда девчонки бегут,
Я знаю, не до правил тут!
Как угорелые спешат!
Машины шинами шуршат,
Водители – по тормозам!
Я здесь – не допустить бедлам.
Знак «Пешеходный переход» (группа «Знаки особых предписаний»)
Да хватит вам, друзья, брюзжать!
Вот я всем должен указать,
Чтоб мимо не бежал народ,
Что здесь наземный переход.
Я здесь для всех. И посмотрите,
Дисциплинированный водитель
Передо мной не поспешит,
Убавив скорость, тормозит.
Пропустит, если вдруг по зебре
Идут и взрослые, и дети.
Знак «Велосипедная дорожка» (группа «Предписывающие знаки»)
На машинах здесь, друзья,
Ездить никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на … (?)
(велосипеде)
Знак «Пешеходная дорожка» (группа «Предписывающие знаки»)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только … (?)
(пешеходам)
Знак «Пункт медицинской помощи» (группа «Знаки сервиса»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
… (?)
(медицинской помощи)
Знак «……………………» (группа «Знаки сервиса»)
Что мне делать? Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он,
В этом месте … (?)
(телефон)
(Переход, движение, пешеход, дети, дорожка, пункт, помощь, телефон)
– Найдите и отметьте все существительные одушевленные.
(Пешеход, дети)
– Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
(Движение)
– И наоборот. Слово, в котором букв больше, чем звуков.
(Помощь)
– Отметьте существительное, в котором есть уменьшительно-ласкательный суффикс.
(Дорожка)
– Найдите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания.
(Переход)
– Что общего между словами «телефон», «телевидение», «телескоп», «телеграф».
(Общий корень «теле», что означает «далеко»)
И осталось последнее имя существительное – «пункт». Это слово
происходит от латинского слова «точка». И в нашем уроке пришла пора
ставить точку.
5) В завершение урока посмотрим серию «Дорожные знаки» из кинофильма «Улица полна неожиданностей».
6) Чтобы дома вы закрепили материал сегодняшнего урока,
дорисуйте дорожные знаки, подпишите их название и определите группу, к
которой они относятся.